Рекомендуемые сайты

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области
Правительство Новосибирской области
Электронное правительство: Госуслуги
Работа в России: общероссийская база вакансий
Центр развития профессиональной карьеры
Центр занятости населения г. Новосибирск
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Версия для слабовидящих
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Школа молодого педагога

        Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление молодого преподавателя  профессионального лицея происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему специалисту. Чтобы стать преподавателем в лицее, недостаточно аудиторных программных знаний. Знания нужно передать не просто учащимся, а ребятам, которые пришли получить профессию. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».

          Первое место работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают коллеги, ученики, родители. Сегодня нашему лицею нужны молодые, инициативные, творческие преподаватели, готовые работать по-новому.

       В нашем лицее накоплен позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Прежде всего, мы доброжелательно встречаем их в коллективе. На заседании педсовета директор приветствует их, знакомит с коллективом, с традициями лицея, его достижениями и проблемами. В общении с молодыми администрация и опытные преподаватели выясняют их увлечения, желания, интересы. Стараемся понять, какой помощи потребуется каждому, как рациональнее использовать их способности.

       Первым шагом в адаптации является знакомство молодого сотрудника с методическими материалами по предмету, библиотекой, учебными кабинетами. Социальный педагог знакомит начинающих с  коллективами учебных групп, в которых им предстоит работать, дает характеристику группам, отдельным ученикам. Заместитель директора знакомит со структурой (планами, расписанием, графиками) учебной, методической, воспитательной работы в лицее, документацией, основными требованиями по её ведению.

      Молодому специалисту необходима постоянная методическая помощь. Вторым шагом в адаптации является организация наставничества. Работу преподавателей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие преподаватели. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом.

     Следующим шагом является шаг к мастерству. Каждая профессия ставит специфичные требования к личности человека. Какие же требования предъявляет профессия молодого педагога?

        В профессиональном становлении молодого преподавателя в современных условиях имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

– дидактичные – искусство передавать знания в доступной форме;
– конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
– экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
– коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
– способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
– актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;
– умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

 

       Каждый молодой педагог с первых дней своей педагогической деятельности все вместе со своим наставником готовит «Портфолио преподавателя». В портфолио входят:

  • Общие сведения об учителе;
  • Диагностика успешности;
  • Нормативные документы;
  • Открытые уроки;
  • Доклады, публикации, творческие наработки;
  • Работы учащихся;
  • Дидактические материалы
  • Дипломы, грамоты, благодарственные письма, отзывы.

Значительную роль отводим в  работе с начинающими сотрудниками таким направлениям:

  • Планирование работы, организация рабочего времени;
  • Культура общения  с учащимися, родителями;
  • Углубление психолого-педагогических знаний, методологии обучения;
  • Изучение нормативных, инструктивно-методических материалов;
  •  Основные требования к календарно-тематическому планированию, к ведению документации, журналов;
  • Современные подходы к воспитательному процессу, к формированию развитой личности молодого рабочего

    В работе с молодыми педагогами значительное внимание  уделяем такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Начинающие преподаватели получают конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации. Молодой специалист получает помощь не только от наставника, а от председателя методической комиссии, заместителя директора, опытных преподавателей, классных руководителей… Открытые уроки, которые проводят опытные педагоги по разным предметам, дают возможность показать и увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы на уроках. Поэтому, планируя открытые уроки, учитываем пожелания молодых преподавателей относительно проведения разных типов уроков, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений:

– индивидуальный подход в обучении слабых, мотивированных на учёбу, сильных учащихся;
– дифференцированный подход в бучении;
– интерактивные формы и методы обучения;
– нестандартные ситуации на уроках;
– нетрадиционные, интегрированные уроки с применением компьютерных технологий…

   Это помогает начинающему специалисту рационально выбирать тип урока, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую) выбирать рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами.

И наконец, наши советы:

Семь золотых правил для преподавателя.

 

  1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
  2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
  3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
  4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
  5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
  6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
  7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).

 

Заповеди молодому преподавателю.

 

  1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
  2. Будь приветливым – и будешь смелым.
  3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
  4. Умей требовать и прощать.
  5. Верь в уникальные способности каждого ученика.
  6. Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
  7. Претворяй процесс обучения в радость.
  8. Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

 

Памятка начинающему педагогу.

 

  1. Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
  2. Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
  3. Приходи в кабинет до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.
  4. Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
  5.  Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает учеников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый  был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
  6. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
  7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
  8. Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
  9. В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
  10.  В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит.

Советы опытных коллег молодому преподавателю

  1. Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.
  2. Рационально используйте каждую минуту урока.
  3. Объясните ученикам цель, задачи, урока.
  4. Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.
  5. Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.
  6. Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.
  7. На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
  8. Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
  9. Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
  10. Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
  11. Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие .
  12. Посещайте уроки старших преподавателей. Применяйте у себя их позитивный опыт.
  13. Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ученика.

Дорогой коллега!!!

Для ознакомления с локально-нормативными актами, регулирующими деятельность в сфере профессионального образования, перейдите по ссылке http://prof-licey66.ru/dokumenty.html